Изучать английский язык, изучать английскую речь – по ступенькам или по отвесной стене?

Интересен парадокс: почему многие считаются неспособными к языкам, в то время как на родном языке говорит каждый? У нас есть врождённая способность к родному языку и со временем она исчезает? Можно ли восстановить эту способность, которая дана нам с младенческого возраста?
При каких условиях можно заново “запустить” естественную способность к речи? Есть ли такие условия? Если да, то можно говорить об эффективном методе в освоении иностранным языком, иностранной речью для каждого человека!

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем наше языковое развитие. В этом нас проконсультирует Центр языковой психологии.

Как развивается речь в природной среде?

  • Мы проводим анализ языка, когда хотим узнать его структуру.
  • Мы больше говорим, чем анализируем.
  • Мы больше думаем, чем говорим.
  • Мы больше понимаем, чем думаем.
  • Мы воспринимаем все, что слышим, видим или чувствуем.

 

 

Первое, чему вы учитесь во младенчестве – это воспринимать на слух, слышать звуки родного языка, отличать их от всех остальных звуков, нас окружающих. Это станет фундаментом всей системы. В дальнейшем из этого восприятия начинает развиваться понимание. На данном этапе у вас активно работают ощущения и эмоции. Речь для вас в это время важна своими интонациями, ритмом, мелодикой.

На следующем уровне вы начинаете подражать звукам родной речи, ещё находясь далеко от подлинного смысла. Происходит постоянная тренировка речевого аппарата применительно к родному языку. Именно поэтому принципиально важно получать язык из первоисточника, то есть от носителя языка!

На следующем этапе у вас начинает активно работать языковая интуиция, называемая врождённой лингвистической компетентностью. Оказывается, вы от природы в состоянии понимать структуру речи, не нуждаясь ни в каких учебниках! По мере развития языковой интуиции у вас развивается мышление на базе логики родного языка. (Каждый язык, в соответствии со своей структурой, имеет свою особенную логику.)

Поднимаясь дальше, вы продолжаете учиться думать и говорить.

И уже тогда, когда у вас практически полностью выстроена система речи, вы начинаете осваивать собственно язык, то есть анализировать. Обратите внимание, что учить родной язык вы начинаете только в школе, когда вы уже понимаете, думаете, говорите и обычно уже читаете.

Это не означает, что, например, когда вы учитесь говорить, у вас уже не развивается понимание! Каждый пройденный “этаж” не остаётся где-то в прошлом, он работает и в настоящем. Тем не менее, каждый элемент системы должен своевременно оказаться на своём месте и сыграть свою роль, тогда в комплексе сложится искомая способность к речи.

Обратите внимание, что все ступени развития речи разного размера. Потому что каждая из них имеет определённый вес и значение в развитии речевого навыка.

Насколько процесс традиционного обучения иностранным языкам соответствует тому, что задумано природой?

  • Думать на другом языке – означает владеть им в полной мере.
  • Понимать на слух намного сложнее, чем говорить. Перед этой ступенью больше всего языковых барьеров!
  • Заучивание не предусмотрено природой изучения языка.
  • Вы учитесь говорить, не умея воспринимать речь на слух.
  • Обучение начинается с разбора грамматических правил.

Традиционное обучение иностранным языкам начинается, как правило, с самого языка, с анализа. Логика преобладает на протяжении всего учебного процесса. Потому что от человека к человеку информация легче всего передаётся логическим путём. Невозможно передать ощущения, трудно – эмоции (и это сфера, главным образом, искусства), также невозможно передать интуицию или научить ей.

Итак, в фундаменте мы видим логику, анализ речевых конструкций, т.е. сам язык.

Вам объясняют правила, структуру.

На основе структуры вы пытаетесь учиться слова и выражения. (Обратите внимание, что в естественных условиях вам ничего не приходится заучивать!)

Потом вы учитесь понимать, прежде всего письменную речь, т.е. читать, потому что это намного проще, чем устную. В процессе дальнейшего обучения у вас развиваются именно эти компоненты. И лишь единицам (6-8% – имеющим ярко выраженную способность к языкам) суждено подняться выше: к пониманию речи на слух, мышлению, основанному на логике нового языка.

Получается, что в традиционном обучении вы начинаете с языка и пытаетесь подойти к речи, но подавляющее большинство из вас так и остаётся на этом уровне! БОльшая часть языковых барьеров появляется именно здесь: на условной «границе» языка и речи.

Каким образом происходит обучение по методу CLP?

  • Грамматический комментарий – используется по мере необходимости.
  • IV-блок – Требуется выделять на активные занятия – от 20 до 43 мин. в день.
  • III-блок – Рекомендуется совмещать с физическими видами деятельности.
  • II-блок – Рекомендуется совмещать с любыми видами деятельности.
  • I-блок – Рекомендуется совмещать с любыми видами деятельности.

Метод CLP предлагает активизировать ваши врождённые способности, которые присутствуют изначально, просто потому, что вы – человек, и воссоздать естественное развитие речи.

  • 1 и 2 блок программы работают на уровне восприятия и понимания.
  • 3 блок – на уровне развития подражания, языковой интуиции и мыслительных процессов на новом языке.
  • 4 блок отвечает за говорение, чтение и основы анализа речевых конструкций.

Каждая программа обучения выстраивается индивидуально при сохранении общей методической схемы. Почему? Потому что вы – взрослый человек, и уже обладаете сложившимся мышлением и определёнными информативными особенностями. У каждого из вас эти особенности свои. Превышение количества информации, которая может быть вами усвоена, приведёт к отторжению. Понижение – к отсутствию усвоения.

Для взрослого человека освоение иностранного языка – задача выполнимая, но не такая уж лёгкая и простая, если вы не относитесь к счастливому (в данном вопросе) меньшинству человечества. Если вы хотите получить гарантированный результат – научиться общаться на иностранном языке, работайте с профессионалами.