Курсы английского в Харькове | Курсы иностранных языков Харьков | Курсы немецкого в Харькове | Изменить `НЕ Хочу` при изучении английского (немецкого) языка?

Это нужно сделать через `не могу`! Учить английский язык через `не могу` – возможно ли это?! Очень трудно.
Мы уже говорили о мотивации при изучение английского языка. Продолжим разговаривать о `Надо` и `Хочу`. Мы пришли к выводу, что лучше всего, когда Интенция (намерение) положительное. Вам нравится изучение английского языка, вам хочется этим заниматься…

Что же делать в случае `НЕ Хочу`? Можно ли его изменить, и кто нам в этом может помочь? На наши вопросы продолжает отвечать лингвистический психолог Центра языковой психологии, Брянцева Нина Николаевна.

Говорят, что человека можно “заразить”, увлечь идеей! И тогда у него появляется `Хочу!`. Кто может нам в этом помочь, например, при изучении английского языка? Может ли это сделать преподаватель, педагог, Учитель?

Да, это так! От Учителя (именно с большой буквы) очень многое зависит! Особенно интерес к предмету, в данном случае при изучении иностранного языка, а не только английского.

На мой взгляд, такая эмоциональная зависимость от педагога больше всего выражена у детей и у подростков. У взрослых это тоже присутствует – если преподаватель неприятен, не интересен, не понравился, то `Хочу` может измениться, а желание “погаснуть”. Но у детей это выражено более ярко!

К сожалению, это показательно: сегодня довольно мало детей, которым “повезло с преподавателем” в средней школе. Это одна из проблем современной школы – среди учителей английского языка редко встречаются увлеченные люди, люди довольные своей жизнью, люди, которым самим интересен свой предмет. А именно это важно, чтобы передать интерес к обучение английского языка обучающимся.

Итак, отвечая на ваш вопрос:
Хороший Учитель может увлечь, а значит увеличить `Хочу` при изучении английского (немецкого) языка.

А как можно распознать такого Учителя еще перед тем, как начал заниматься иностранным языком? Есть ли какие-то признаки хорошего Учителя?

Повторюсь, что нет разницы, чему обучает педагог: английскому языку, или математике, или спорту… Если у Учителя “глаза блестят”, если он умеет системно и методично излагать материал… Вы это сможете увидеть, услышать, почувствовать на пробном занятии.

Здесь мы подходим к следующему моменту. Каков бы ни был преподаватель, он не сможет сформировать навык у слушателя вместо него. Проблема преподавания иностранных языков в том, что от учителя хотят больше, чем он в принципе может дать.

То есть ожидания самих учеников (имеется в виду и в школе, и на курсах английского языка) завышены?

Да, именно. Иногда сам педагог берет на себя больше…

  • Дело в том, что формирование навыков – это одна задача. И навык у себя сформировать сможет только сам человек. Да в процессе определенных упражнений, под руководством Учителя… Но опять подчеркну – сам человек! Хороший Учитель при этом подскажет, скорректирует, но “свою голову не приставит”.
    Особенно ярко это наблюдается в спорте. Тренер может много, интересно, системно рассказывать, обучать, в чем-то помогать… Но далее человеку нужно самому тренироваться и заниматься! Так же и при изучении английского языка.
    То есть появилось `Хочу`, и после этого `Надо` заниматься английским языком – выполнять задания, практиковаться, читать, разговаривать на английском… Необходима дисциплина, самодисциплина человека для выработки этих навыков.
  • Хороший Учитель не только знает и любит свой предмет. Он так же может эти “знания донести” до слушателя. Это вторая задача.
    К сожалению, не всегда хорошие знания своей области, предмета гарантируют то, что преподаватель сможет передать их слушателю. В спортивной аналогии: “Не каждый чемпион сможет стать хорошим тренером”. А преподавателю иностранного языка предъявляется много требований.
  • Разные педагоги используют разные методы обучения. И здесь важно совпадение этих методов и того, что хочет слушатель. Будущие слушатели курсов английского языка не всегда понимают, чего они хотят от изучения иностранного языка. Отсюда множество случаев несовпадения.

Каковы тогда характерные заблуждения будущих слушателей?

  • все просто, мне все “разжуют и в рот положат”
  • главное хороший преподаватель иностранного языка, хорошая методика, и само все пойдет?
Как раз наоборот. Многие думают, что изучение английского (или другого) языка очень трудное, тяжелое занятие. Так же большинству слушателей кажется, что курсы английского языка (или репетитор) – единственный путь в обучении иностранного языка.

Но самое главное, что будущие слушатели не понимают разницу между `Языком` и `Речью`.
Человек идет учить иностранный язык… а ему нужен не английский язык, а английская речь. Например, для общения в поездках. Об этом я подробно говорила в своей статье, можно будет дать тезисы оттуда.

Итак, Учитель, методы обучения, которые он применяет, совпадение того, чего ожидает будущий слушатель и того, что может дать преподаватель… А группа?

Конечно! Группа играет колоссальную роль! Когда слушатель идет на курсы иностранного языка, должен четко понимать – он столкнется с множеством переменных, на которые не может повлиять.

Слушатель не может влиять ни на подбор преподавателя, ни на подбор людей в группу. Ведь в языковую группу чаще всего подбирают по стартовому уровню языковой подготовки будущих слушателей. О психологической совместимости речи нет, психологов, формирующих команду в данном случае, тоже нет. А ведь это важно:

  • люди, которые подобрались в группу, а также
  • навыки преподавателя работы с группой… психологические приемы работы с группой.

Все-таки психология и здесь важна?!

Да, естественно. Педагогический талант преподавателя не зависти от того, какой предмет он преподает. Как правило, они талантливы во многих областях и смогли бы обучать тому предмету, который им нравится, и в котором они являются экспертами. И здесь нужно сказать еще и о том, что есть разные преподаватели иностранного языка:

  • преподаватели “грамматисты”,
  • преподаватели “фонетисты”,
  • преподаватели “коммуникативщики”…

Есть разные направления в языке и речи. И для преподавателя считается дополнительным бонусом, если он владеет коммуникативными методиками.

Кстати, ведь коммуникативные методики изначально появились не в английских языковых школах… Изобретатель коммуникативного метода обучения является преподаватель киевской гимназии Станислав Лише…
Ведь наша речь не менее чем на 60% состоит из шаблонов! Мы к ним привыкли, и мы их не осознаем! Если такие же шаблоны на иностранном языке взять в свой актив, нам будет от чего “отталкиваться” в общении на иностранном языке.
И грамматика в коммуникативном методе подается не как самоценная вещь, а как элемент, встроенный в речь. Далее многое зависит от того, какие учебные пособия в свой практике использует преподаватель, и как практически он их использует…

Хорошо, Нина Николаевна, спасибо за интересную беседу. Итак, на наше `Хочу` изучать английский язык может влиять и Учитель, и методика преподавания (в том числе и игровые моменты), и группа… Наверное больше комплекс всех этих параметров.

Можно посоветовать будущим слушателям – сначала нужно понять для чего вам нужен иностранный язык (проверочные вопросы от Нины Николаевны здесь). А потом можно “сходить” на проверочный урок.