Возраст и иностранные языки
Часто возникает вопрос: в каком возрасте лучше изучать иностранный язык и имеет ли принципиальное значение возраст обучаемого?
Бытует мнение, что учиться чему-либо, особенно иностранному языку, следует только в детстве и в юности. Дальше уже практически бесполезно или очень долго и трудно. Так ли это на самом деле?
Не будем оспаривать тот факт, что мозг ребёнка, подростка, совсем юного человека обладает максимальной пластичностью и восприимчивостью. Так задумано природой. Но это не означает автоматически то, что мозг взрослого человека не способен к восприятию новой для него информации!
Наоборот, у взрослого, решившего учиться, есть свои преимущества по сравнению с юным поколением:
- более высокая осознанность и, как следствие, самодисциплина и мотивация;
- информация, получаемая во взрослом возрасте, более прочно оседает в памяти.
Родная речь развивается до 3-х лет, и это единственный подобный критический период в нашей жизни. То есть, по своему содержанию и последствиям для дальнейшей жизни данный возраст неповторим! Если с младенцем не разговаривать, то ни речь, и интеллект у него не разовьются. Дети-Маугли тому печальный пример. Принципиально важно, чтобы ребёнок был окружён речью, а когда уж он будет говорить сам – другое дело.
Следующий возраст, связанный с языками, но уже не являющийся критическим – это 12-14 лет, когда освоение иностранных языков протекает наиболее легко и просто. И обидно, когда у подростков именно в этот период в силу каких-то внешних обстоятельств (чаще всего – неудачного школьного учителя) не складываются отношения с иностранными языками.
Зато потом, в течение всей дальнейшей жизни, всё обстоит и проще, и сложнее одновременно: вы можете в любой момент начать изучение иностранного языка – для вас больше нет ни самых благоприятных, ни каких-либо неблагоприятных периодов. И это – хорошая новость!
Но у вас уже есть сложившиеся индивидуальные информативные особенности и определённый жизненный опыт. Жизненный опыт в вопросах изучения иностранного языка –
- это
- *** источник вашего вдохновения или
- *** языковых барьеров,
- в зависимости от того, каким был этот опыт.
Информативные особенности считаются сформировавшимися примерно с 15 лет. И глобальным изменениям они уже не подлежат.
Индивидуальные информативные особенности – тема для отдельной статьи, так как вопрос этот достаточно непривычен для всех нас, неизбежно воспитанных на СМИ. Средства массовой информации предполагают и массовость восприятия. Массовость исключает индивидуальность по определению. Система и структура обучения в школе, в вузе, на курсах, также исключает индивидуальность: кто сумел, тот и воспринял необходимую информацию. Кто не сумел – его проблемы. Вот так всю жизнь потом приходится искать и отстаивать свою индивидуальность!
Попробуйте тестирование, позволяющее в общих чертах определить свои индивидуальные особенности, влияющие на успешность освоения иностранных языков, а также наличие или отсутствие психологических языковых барьеров.
Пройти тесты по немецкому языку – Упражнение на артикли | Немецкие артикли